Примечательно, что проблема обеспечения доступной средой маломобильных граждан наблюдается не только в Ставрополе. Так, люди с ОВЗ остаются ограниченными в передвижении — посещать библиотеки и другие места очень затруднительно, потому что инфраструктура многих российских городов к такому попросту не приспособлена.
Когда люди столкнулись с проблемой недоступности среды?
В СССР многие инвалиды получали социальные гарантии — их трудоустраивали в спецорганизации, давали им жильё, пенсии и транспорт. Однако власти не думали, что маломобильные люди будут посещать какие-то друге места, кроме тех, что были предусмотрены именно для них.
После 1991 года, когда прекратил существование Советский Союз, поменялись и жизненные условия. Многим, в том числе и людям с ОВЗ, пришлось выезжать в города, чтобы начать зарабатывать. Инфраструктура городов для таких людей не была предусмотрена — передвижение очень сильно затрудняли высокие бордюры, необустроенные переходы, плохие тротуары и отсутствие соответствующего транспорта.
Как отмечают представители маломобильного числа населения, в своих потребностях они никак не отличаются от представителей остального общества — им так же нужны условия для более комфортной жизни. Однако не всё так плохо — граждане с ОВЗ подтверждают, что в последние годы ситуация улучшается. При этом говорить о полной доступности городской среды пока нельзя. Многие приводят в пример Санкт-Петербург, где в транспорте можно найти крупные таблички и указатели со шрифтом Брайля. Кроме того, почти на всех ступенях улиц северной столицы есть обозначение первой и последней ступени.
Люди с ОВЗ говорят, что такие небольшие нововведения делают их передвижение намного проще. Сейчас передвижению незрячих людей по улицам Ставрополя мешают полусферы, лежащие на тротуаре и никак с ним не контрастирующие.
Что означает «доступная среда»?
Словосочетание «доступная среда» находится на слуху всегда, но не все знают и понимают его значение. Примечательно, что даже законодательство РФ не даёт чёткого определения такой совокупности организационных мероприятий.
Урбанисты определяют такую среду как ориентированную на людей. Исследователи в данной области говорят о взаимодействии между жителями, властью и экспертами в сфере городской среды. Сюда же относится и голосование за объекты благоустройства, однако основной всё же остаётся тенденция развивать городскую среду в большей мере для пешеходов.
Как обстоят дела с доступной средой в Ставрополе?
Как отмечает эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков, один из значительных недостатков в развитии доступности среды — полное или частичное отсутствие внимания к людям с ОВЗ, несоблюдение нормативов строительства и замалчивание проблем передвижения инвалидов по городским пространствам.
Урбанист отмечает, что нужно чаще говорить о проблемах маломобильных людей, включать их в социальную жизнь города и привлекать на приёмку работ по благоустройству и реконструкции.
Сейчас таким вопросам также уделяют внимание — например, ранее сформировали «Карту недоступности», создают места с пандусами, увеличивают число низкопольного общественного транспорта.
По словам урбаниста, сегодня самыми удачными и удобными для маломобильных людей считаются улицы Лермонтова и Мира, где плавные съезды и нормативы соблюдены. Теперь эксперт надеется и на улучшение ситуации с пандусами и съездами и на улице Ленина.
Самыми неудобными для инвалидов остаются проспект Карла Маркса и подземные переходы почти во всех точках города — там не соблюдены правила безопасности пандусов, их уклон составляет почти 45 градусов.
Комфортная жизнь для всех категорий граждан — важная задача, которую городу ещё предстоит решить — начало работам уже положено.